Краткий исторический обзор садово-паркового строительства

Отношение человека к природе менялось с каждой эпохой, что отражалось в музыке, живописи, архитектуре, литературе, философии и эстетике быта, выделяясь своим соединением с природой, выраженным созданием прекрасных парков и садов.

Эпоха рабовладения способствовала возникновению садово-паркового искусства своими культовыми сооружениями, усадьбами знати и дворцами правителей, окруженными зеленью парков и пышных садов. Вообще в то время сад считался моделью всего мира, а загробное царство представлялось самым необыкновенным садом и наипрекраснейшим местом.

Классический период Древней Греции отличался симметричной посадкой деревьев вокруг храмов (вторая половина 5 века до нашей эры - в Афинах храм Гефестейон) и даже городских центров, примером этого служат афинские агоры. Для проведения спортивных состязаний, чествующих память погибших героев, использовались герооны - регулярные сады, в которых были установлены скульптуры и колоннады для украшения. Парки и сады вокруг дворцов являлись общественным достоянием - местом, где могли граждане общаться и проводить спортивные занятия и соревнования. 

Взаимосвязь природных и архитектурных форм выделялась древнеримскими садами, окруженных колоннадами. Большая роль отводилась искусственным водоемам, фонтанам, подстриженным кустарникам и деревьям, а также использованию трельяжных изгородей, беседок и пергол, задекорированных вьющейся растительностью, то есть - малых архитектурных форм этого искусства. Садики прямоугольных дворов-перистилей, которые были окружены крытой колоннадой и составляли часть множества античных общественных и жилых строений, являлись типичными для того времени.

Труды известных тогда античных авторов оказывали большое влияние на общее формирование садов. Средневековая Европа познакомилась с очень богатой византийской, египетской и арабской культурой (персидский шахский "рай", испанские мавританские сады), благодаря крестовым походам. А пекинское садово-парковое искусство открыл Европе Марко Поло своими путешествиями в 1260-х годах.

Тип испано-мавританских садов образовался в 8 - 12 столетиях на Пиренейском, тогда - Иберийском, полуострове, который завоевали арабы. Богатство интерьеров главного архитектурного ансамбля Гранады - Альгамбры, построенного в основном в 14-м веке, поражало воображение. Растения и вода органически вплетались в дворцовую архитектуру: сверкающими струями фонтанов дополнялась и оживлялась ритмичность колоннад, отраженных зеркальностью водоемов.

Китай десятого-тринадцатого веков отличался распространением маленьких декоративных садиков, которые воспроизводили естественный скромный природный мир, включающий тихие искусственные водоемы, заросшие скалы и лужайки, приютившие легкие деревянные беседки в своих живописных местах. Пекинский Императорский двор, с его садами и парками, считается самым значительным ансамблем 15 - 17 веков.

Своеобразный вид искусства, заключавшийся в оформлении разнообразных декоративных, в том числе и "сухих"- из гальки и камней, садов появился в Японии в 14 - 15 веках. Согласно буддийскому учению, они изображали большой мир - с его океанами и островами, горными потоками и лесами, долинами и ущельями - на маленьком участочке земли.

Светским характером гуманистической культуры обладало в 14 - 16 столетиях европейское Возрождение. В это время появилась самостоятельная "круглая скульптура", а также пейзажная и историческая живопись. На успешное развитие архитектуры классицизма в России, Франции и Англии оказали труды А.Палладио - вилла Тонда недалеко от Виченцы (1551 - 1567 годы) и вышедший в 1570 году его трактат "Четыре книги об архитектуре".

Настоящий расцвет садово-паркового искусства произошел в эту эпоху и в стиле барокко. Планировка и архитектура дворцов и роскошных вилл повторялась в архитектуре и планировке садов, при максимальном использовании климатических и природных особенностей. Стрижка и формовка растений с учетом их свойств, активное использование в "зеленой архитектуре" имеющихся форм растительного материала, а также построение сложных водных систем, искусное изменение рельефа и террасирование садов приобрели широкое распространение.

Цель искусства эпохи Просвещения 18-го столетия заключалась в подражании природе, усовершенствованной в античном духе, упорядоченной и идеальной. Классическая пейзажная живопись служила ориентиром в восприятии любого пейзажа.

В эпоху Ренессанса получили свое распространение пейзажные сады, ставшие позднее в Англии чисто духовным явлением, у истоков которого находились философы и поэты, а также художники и музыканты.

Изучение античных памятников и археологические исследования также оказали свое немалое влияние на формирование пейзажного парка, как части искусства, фоном развития которого стал английский классицизм.

Открытие и возрождение античности в России происходило с удивительной глубиной и двойной силой. Русское садово-парковое искусство развивалось по общеевропейскому стилю, однако отличалось своим ускоренным прохождением всех его этапов, отмеченным своеобразной неповторимостью.

Более сложная планировочная садовая структура появилась в России с развитием классицизма. Такие "пугающие"и навевающие романтичность черты, как пропасти и скалы, водопады и камни, "дикость" пейзажей, не тронутых человеческой рукой, ценились в природе особенно высоко. В 19-м веке садово-парковое искусство приобрело совершенно новые формы - натуральность и естественность городских и загородных общественных парков и садов. Архитектурные решения мест выставочных комплексов и народных гуляний были тесно связаны с их развитием.

Появившиеся ещё в 18-м веке в России общественные парки и сады, одновременно с выставками, стали излюбленным местом прогулок и отдыха небогатых городских жителей, создавая необходимую праздничную среду.

Двадцатый век ознаменован появлением особенных объектов садово-паркового искусства: развлекательных и спортивных парков, парков-выставок, луна-парков, исторических и детских парков, в которых обязательно присутствуют бетонные изделия, обеспечивающие посетителям комфортность времяпрепровождения.

Современное садово-парковое искусство характеризуется свободными пейзажными построениями, основой которых является художественная интерпретация естественных ландшафтов, включающих регулярную спланированность территориальных фрагментов. Система взглядов на природу, её восприятие, образ жизни современника, масштабность имеющейся территории и композиционность её внутреннего расположения оказывают по-прежнему большое влияние на идею и форму осмысления всего паркового пространства в целом.