Садово-парковое искусство

о садово-парковом искусствеВ искусство создания парков, садов и прочих озеленяемых территорий входит планирование и разбивка парков и садов, подборка растений с учетом почв и климата, группирование и размещение растений соответственно архитектуре, водоёмам, дорогам и даже скульптурам. Все известные приемы этого искусства подчинены основным двум принципам: пейзажному, который имитирует естественный ландшафт,  или же регулярному - геометрическому, который включает красивые скамьи из бетона, прекрасно его дополняющие.

История

Возникновение садово-паркового искусства произошло еще при рабовладельческом строе, в то время парки разбивались при дворцах, усадьбах и храмах. В Древнем Египте предпочитали регулярную планировку садов, которая способствовала более легкому их орошению. Древняя Греция впервые воссоединила сады со скульптурами, архитектурными сооружениями для различных церемоний, к примеру с алтарями и колоннадами. Древнеримские сады оборудовались искусственными водоёмами и фонтанами, то есть достаточно сложными гидротехническими приспособлениями.

Арабские страны в Средневековье разбивали регулярные сады, содержащие две части: плодовую - бустан и цветочную - гюлистан. Особый тип небольшого дворового сада при замке возник на завоеванном арабами Пиренейском полуострове. Японские, китайские и корейские сады отличались от европейских принципом пейзажной композиции, которая воспроизводила идею вечного природного обновления.

В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо Виньола разработал первую в истории концепцию регулярного сада. Эпоха господства стилей классицизма и барокко позволила по-настоящему расцвести парковому строительству. Основные принципы паркового строительства были сформированы в это же время. Насаждения, подстриженные в виде шпалер (ровных стенок), окружали и подчеркивали красоту деревьев и строений в садах 16-го века, а также в регулярных парках 17-18-го столетий.

Следующие основные типы парков были позднее определены по их образцам:

- регулярные "французские" - с геометрическими формами боскет, аллей, партеров и водоемов;

- террасные - разноуровневое расположение участков, имеющих всевозможные лестницы и каскады;

- пейзажные "английские" - яркие, выразительные ландшафтные композиции с лужайками живописного вида;

- миниатюрные сады - древнеримские перистили, испано-мавританские дворики, а также японские сады, являющиеся символическими композициями из растений, камней и воды, то есть из простых природных компонентов.

Россия. Русское садово-парковое искусство

Уже 12-й век располагал первыми сведениями о русских садах, вначале имевшихся только в княжеских усадьбах, однако несколько позже сады и парки появились вокруг храмов, в монастырях и богатых поместьях. Москва семнадцатого века была ознаменована выстроенным в верхних этажах зданий Кремлевского дворца и отмеченным богатейшим декором Верховым садом. Характерное сочетание утилитарности и декоративности всегда отличало русские сады. В них устраивались посадки из плодовых деревьев - вишен, груш, яблонь, а также размещались рыбные пруды. В правление Петра Первого появились в Петербурге иностранные садовники, оформившие первые российские сады по европейским образцам. Над парковым проектированием  в середине 18-го столетия работали известнейшие архитекторы  Б.Растрелли, Ч. Камерон, П. Гонзаго, Ж. Леблон. И даже в наше время продолжают свое активное существование сад Царского Села и Висячий сад в Малом Эрмитаже.

Начало распространения общественных парков и садов, сочетавших в себе приемы ландшафтного и регулярного оформления, пошло с середины 19-го века. Здесь уже получили активное использование парковые бетонные урны, поддерживающие чистоту окружающего пространства в многолюдных местах.