Ландшафтная архитектура древней Греции

Древняя Греция первой попыталась органически сочетать антропогенные элементы с природным ландшафтом. Театры и акрополи, являющиеся центрами городских композиций, и сами города производили впечатление выросших из ландшафта. Так, воздвигнутый на скале Афинский акрополь стал культурным её завершением.

 

Внутренняя структура городского комплекса представляет собой хорошо продуманное живописное и очень интересное сочетание монументальных строений, крупных улиц и агор - больших общественных площадей. Классическим примером планировки греческого города является центр Эфеса, города с вписанными в местность меж двух холмов и моря мастерскими. Кстати, в наши дни фонтаны для парков и домашнего сада стали часто делать из бетона, что тоже прекрасно вписывается в ландшафт как больших, так и малых современных городов.

Греками умело использовалась вертикальная планировка агор, пространство которых расчленяли протяженные лестницы, а также не очень высокие подпорные стенки. Скульптура принимала активнейшее участие в оформлении открытых пространств греческих городов. К примеру, на главной улице Эфеса статуи знатных людей города были выставлены на всем её протяжении. Произведениями ландшафтной архитектуры считаются Колос Радости и статуя Афины Промахос Афинского акрополя.

Античные греки разработали систему пропорций - это принципы равновесия, ритма и симметрии, соотношения частей целого, а также принципы золотого сечения и модуля. Эти положения учитываются как в различных сооружениях, так и в планировке всего ансамбля в целом. Пространственная композиция дала начало свободному размещению храмов с различными размерами, а также других архитектурных форм, яркий пример - Афинский акрополь. Подобное расположение содержит определенную очередность в восприятии пластики и ракурсов архитектурных объектов, ориентированную на достижение обозрения главного представителя комплекса. Угловая точка восприятия в ансамбле преобладающая, благодаря этому комплекс в целом подлежит постепенному восприятию, с раскрытием каждой отдельной картины, включающей лишь одно сооружение, являющееся в этом случае господствующим. Подчинение всех осей основных сооружений линии морского побережья или рельефу согласует весь ансамбль с окружающим ландшафтом.

Так называемое совмещенное ландшафтное искусство учитывает важность использования всех этих принципов. Садово-парковое искусство Греции берет свое начало в 10 - 13 веках до нашей эры; примером являются священные рощи Нимфей и Герон, затем Философские сады, которые можно смело назвать настоящими парками, имеющими тополиные, платановые и маслиновые аллеи. Это всё - предки пейзажных парков. Рядовые посадки деревьев вдоль дорог и различных сооружений дали начало зеленому оформлению агор. В третьем веке до нашей эры стала применяться регулярная  двухрядная посадка деревьев, окружающая храмы с трех сторон. Первый ряд составляли небольшие гранатовые или айвовые деревья, а второй ряд представлялся лавром или самшитом, кстати, тоже не очень высокими. Вдоль крытых галерей и главных городских улиц располагались платановые рядовые посадки. Третий - первый века до нашей эры привнесли во внутренние дворики-перистили новые украшения - яркие цветы, различные фонтаны и скульптурные произведения.