Мусульманские сады – дизайн из истории

Тихое журчание фонтанов, искрящиеся на солнце прозрачные струи воды, благоухание цветов, пение птиц в золотых клетках, собранные со всего света наложницы - всё это вызывает томление и негу. Попавший в такой сад человек ощущает себя в райском месте. И действительно, мусульманские сады вызывают подобные ассоциации, однако их разнообразное устройство строго регламентировано исламскими законами.

 

Как правило, мусульманский сад основывается на "чор-багхе", то есть на четырех садах, если перевести на русский язык. Формирование плана происходит на одном или нескольких квадратах. Происходит деление большого квадрата на четыре маленьких. Дорожки, растения и канальцы с водой подчеркивают строгую геометричность планировки. Центр квадратов обозначается небольшими фонтанами или бассейнами с мраморной либо разноцветной керамической облицовкой - это и есть самое главное садовое украшение. Вода в исламе выполняет особую священную роль, являясь источником жизни, питанием жизни и очищением. Без воды невозможен никакой райский сад, поскольку она является символом рая.

Легенда о райском саде, из которого вытекают четыре реки во все четыре стороны и отражена в подобной форме сада, разделенного на четыре части. Есть также предположение, что древнейшая святыня, расположенная в Мекке, стала прообразом планирования садов мусульманских. Эта святыня заключена в черном камне, встроенном в стену здания, имеющего форму куба. Само здание почиталось как "божий дом", в котором поклонялись Аллаху еще до возникновения ислама. Присутствие Аллаха и его благословение, таким образом, символизировалось квадратами мусульманского сада.

В гробницах времен династии Великих Моголов и выразилось самое полное и законченное воплощение идеи райского сада "чорг-бах". Мавзолеи Хумаюна (16 век) и Тадж-Махал (17 век) служат тому ярчайшим примером.

Новый тип сада, сформировавшийся под арабским влиянием в Испании (восьмое - четырнадцатое столетие), стали называть мавританским гораздо позднее. Внутренние дворики - патио - достаточно скромные по площади, являлись своеобразными комнатами на свежем воздухе. Обрамлялся такой садик галереями, увитыми плетущимися розами или виноградной лозой. Здесь также главным украшением служила вода, заключенная в различные формы, как и в мусульманских садах. Только деревья и кустарники произрастали свободно, не подвергаясь никакой стрижке. Особенность мавританских садов заключалась еще и в множестве пряных трав и разнообразии цветов. Декоративное мощение свободного от растений места придавало этим садам особую изысканность и изящество, даже утонченность. А если бы там разместить еще и скамьи из бетона, то можно было бы и отдохнуть в тени благоухающего сада в жаркий день.

Сады Альгамры и Генералифа, созданные между 1350 и 1500 годами и находящиеся в Гранаде, служат ярким и выразительным примером мавританских садов.